АНТ-20 "Максим Горький"
Самолет АНТ-20 "Максим Горький" был разработан под руководством А.Н.Туполева и построен в 1934 году. Самолет имел цельнометаллическую конструкцию с размахом крыльев 63 метра и был оснащен восемью моторами М-34ФРН мощность по 900 л.с.
МТБ-2 (АНТ-44Д)
Самолет МТБ-2 (АНТ-44) тяжелый морской бомбардировщик, был создан в КБ А.Н.Туполева в 1937 году. Схема его - свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом типа "чайка" и моторами, установленными в носке крыла - стала классической для самолетов подобного класса.
МБР-2
Морской ближний разведчик МБР-2, разработанный по проекту Г.М.Бериева в ЦКБ ЦАГИ бригадой морских самолетов, стал первой советской серийной летающей лодкой военного назначения. Испытания самолета начались в 1932 году.

Первый вариант самолета-амфибии, называвшийся Ш-1, был разработан В.Б.Шавровым в 1928 году и представлял собой подкосный полутораплан смешанной конструкции с мотором воздушного охлаждения "Вальтер" (85 л.с.). Мотор располагался в носке верхнего крыла. Уборка и выпуск шасси производились вручную с помощью тросового привода. Постройка машины началась 16 апреля 1928 года, испытания в июне 1929 года. Ш-1 была первой в Советском Союзе амфибией. В 1930 году на испытания вышел второй опытный самолет Ш-2, на котором стоял более мощный отечественный мотор М-11, а верхнее крыло имело большую площадь. Съемные части крыла сделали складывающимися, что облегчило транспортировку Ш-2 на кораблях и хранения самолета в небольших ангарах. Строился также и санитарный вариант - Ш-2С, у которого за кабиной летчика и врача, сидевших рядом, оборудовался отсек для носилок с больными. Интересной особенностью конструкции лодки была непотопляемость ее нижнего крыла с поплавками в случае аварии и разрушения самолета. Она обеспечивалась 12 непроницаемыми отсеками. Консоли крыльев складывались назад, вдоль фюзеляжа, что значительно облегчало эксплуатацию самолета в корабельных условиях. Ш-2 оказался исключительно удачным самолетом и применялся практически на всех морях Советского Союза, на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в Сибири. Он использовался для ледовой и рыбной разведки, перевозки мелких грузов, первоначального обучения морских летчиков, патрулирования и оперативной связи, а также как санитарный. За три года серийного выпуска (1932-1934 годы) Таганрогский авиазавод построил 270 самолетов Ш-2, а на ремонтных базах ГВФ производство Ш-2 продолжалось до 1952 года. Всего было выпущено 700 амфибий Ш-2. Их эксплуатация завершилась только в середине 60-х годов.

Летно-технические характеристики

Год создания 1932
Экипаж 1-2 человек
Мотор М-11
Мощность 100 л.с.
Длина самолета 8,2 м.
Размах крыла 13 м.
Взлетный вес нормальный 937 кг.
Максимальная скорость 139 км/ч.
Практический потолок 3850 м.
Дальность полета 450 км.