ЛаГГ-3
Этот истребитель разрабатывался под руководством триумвирата конструкторов: С.А.Лавочкина, В.П.Горбунова и М.И.Гудкова. Опытный образец его, называвшийся И-301, вышел на испытания в марте 1940 года, вскоре после И-26 (Як-1) А.С.Яковлева.
МТБ-2 (АНТ-44Д)
Самолет МТБ-2 (АНТ-44) тяжелый морской бомбардировщик, был создан в КБ А.Н.Туполева в 1937 году. Схема его - свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом типа "чайка" и моторами, установленными в носке крыла - стала классической для самолетов подобного класса.
Як-9
Самолет истребитель Як-9 был создан в КБ А.С.Яковлева в конце 1942 года. При его создании за его основу был взят истребитель Як-7Б с мотором М-105ПФ. В КБ провели тщательную ревизию всей конструкции самолета с целью ее облегчения и заменили деревянные лонжероны крыла металлическими.

Создание Пе-2 началось в конце 1938 года конструкторской группой во главе с В.М.Петляковым. Вначале этой группе было поручено создание высотного истребителя с условным обозначением "100", так как военные специалисты прогнозировали тенденцию существенного увеличения высотности боевых самолетов. В конце 939 года самолет "100" был построен, и в декабре начались его испытания. Но получилось так, что по ходу разработки и первого, а затем второго экземпляра "100", не находили пока практического подтверждения. В то же время ВВС срочно требовался боевой самолет нового типа - скоростной пикирующий бомбардировщик. Вначале функции высотного истребителя и пикирующего бомбардировщика пытались совместить, но в конце от этого отказались и в мае 1940 года конструкторам предложили в очень сжатые сроки переделать "100" в вариант пикирующего бомбардировщика. Новый самолет, названный вскоре Пе-2, вышел на испытания осенью 1940 года, а его массовое производство развернулось в 1941 году. Пе-2 представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан с разнесенным вертикальным оперением. Моторы жидкостного охлаждения М-105Р. Экипаж состоял из трех человек - летчика, штурмана и стрелка радиста. Благодаря отличной аэродинамике Пе-2 развивал почти такую же скорость, как истребители тех лет. Этот самолет широко использовался на фронтах Великой Отечественной войны. В ходе войны Пе-2 постоянно совершенствовался и улучшался. В первую очередь было усилено его вооружение, затем были поставлены менее высотные, но более мощные моторы ВК-105ПФ и улучшена аэродинамика. Существенно сократилась трудоемкость его производства. В целом, Пе-2 до конца войны сохранил высокую боевую эффективность и строился в больших количествах. Всего было построено 11427 самолетов Пе-2.

Летно-технические характеристики

Самолет Пе-2 Пе-2 Пе-2
Год выпуска 1941 1942 1945
Мотор М-105Р М-105РА М-105ПФ
Мощность 1100 л.с. 1100 л.с. 1210 л.с.
Длина самолета 12,66 м 12,66 м 12,66 м
Размах крыла 17,13 м 17,13 м 17,13 м
Нормальный взлетный вес 7540 кг 7775 кг 8405 кг
Максимальный взлетный вес 8500 кг 8715 кг 8805 кг
Максимальная скорость у земли
452 км/ч
на высоте 5000 м
540 км/ч
у земли
434 км/ч
*
на высоте 4800 м
515 км/ч
у земли
468 км/ч
на высоте 3900 м
527 км/ч
Практический потолок 8800 м 8000 м 8200 м
Дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой 1300 км 1250 км 1220 км
Бомбовая нагрузка нормальная 600 кг 600 кг 600 кг
Бомбовая нагрузка максимальная 1000 кг 1000 кг 1000 кг
Вооружение 4 пулемета 7, 62 мм 2 пулемета 12,7 мм
2 пулемета 7,62 мм
3 пулемета 12,7 мм
2 пулемета 7,62 мм

* - Снижение летных данных обусловлено усилением оборонительного вооружения.