МиГ-29
Разработка легкого фронтового истребителя 4-го поколения МиГ-29 велась в ОКБ им. А.И.Микояна с 1974 года. Самолет должен был принять у МиГ-21 и МиГ-23 эстафету основного истребителя ВВС Советского Союза и превосходить в воздушных боях новейшие в то время американские истребители F-15 и F-16.
Ан-2
Транспортный самолет Ан-2 был разработан в ОКБ им. О.К.Антонова. Первый полет Ан-2 состоялся 31 августа 1947 года. Это единственный самолет, производство которого продолжалось более 45 лет. Разработаны различные модификации самолета.
МиГ-23
Легкий многоцелевой всепогодный фронтовой истребитель с изменяемой в полете стреловидностью крыла. Создан в ОКБ им. А.И.Микояна под руководством генерального конструктора Р.А.Белякова.

Самолет ЦКБ-26 (дальний бомбардировщик) разрабатывался в КБ С.В.Ильюшина. Летом 1935 года самолет впервые поднял в воздух летчик-испытатель В.К.Коккинаки. Испытания показали, что самолет обладает прекрасной маневренностью и мог даже выполнять петлю Нестерова. В 1936 году на испытания вышла уже полностью вооруженная машина (ЦКБ-30), которая и стала прототипом самого массового советского дальнего бомбардировщика. ДБ-3. 1 мая 1936 года ЦКБ-26 впервые пролетел над Красной площадью, а 17 июля 1936 года В.К.Коккинаки установил на нем первый советский официальный мировой рекорд высоты полета с грузом 500 кг (11296). В июле-сентябре В.К.Коккинаки установил еще 4 мировых рекорда с грузом 500, 1000 и 2000 кг, а в августе 1937 года - мировой рекорд скорости полета по замкнутому маршруту 5000 км без груза, с грузом 500 и 1000 кг. В июне 1938 года на самолете ЦКБ-30 "Москва" В.К.Коккинаки со штурманом А.М.Бряндинским совершает дальний беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток (7580 км) и в апреле 1939 года со штурманом М.Х.Гордиенко - из Москвы в Америку (8000 км по маршруту, 6515 км по прямой). Серийное производство ДБ-3 началось в 1937 году. Самолет представлял собой свободнонесущий моноплан цельнометаллической конструкции. Экипаж - 3 человека: летчик, штурман и стрелок. В фюзеляжный бомбоотсек вмещалось до 1000 кг бомб или использовалась наружная подвеска. На самолет ставились моторы воздушного охлаждения М-85, затем М-86 и позже М-87.Кроме бомбардировочного варианта для военно-морского флота строился торпедоносец ДБ-3Т, предназначенный для поражения торпедами и бомбами кораблей противника, минирования его фарватеров. ДБ-3Т стал первым советским массовым торпедоносцем. В 1938 году был создан ДБ-3ТП - поплавковый вариант серийного ДБ-3Т. В 1938 году КБ С.В.Ильюшина приступило к модификации самолета, получившей название ДБ-3Ф, а позже Ил-4. Эта машина отличалась прежде всего улучшенной аэродинамикой, более мощными высотными моторами М-88 и основательными изменением конструкции. 21 мая 1939 года В.К.Коккинаки впервые поднял ДБ-3Ф в воздух, а с 31 августа начались ее государственные испытания. С первых дней Великой Отечественной войны части имеющие в своем составе самолеты ДБ-3, ДБ-3Т и ДБ-3Ф активно включились в боевые действия. Бомбовым ударам подвергались аэродромы, коммуникации и места крупного сосредоточения противника, военно-промышленные объекты Данцига и Кенигсберга. Ночью с 7 на 8 июля 1941 года пятнадцать самолетов ДБ-3Т под командованием полковника Е.Н.Преоброженского (1 минно-торпедный полк ВВС КБФ) нанесли бомбовый удар по Берлину. Спустя 3 дня по Берлину был нанесен удар группой самолетов ДБ-3Ф дальней авиации ВВС под командованием майора В.И.Щелкунова. В период Великой Отечественной войны самолет Ил-4 стал основным советским дальним бомбардировщиком. В процессе серийного производства самолет неоднократно улучшался. Был введен четвертый член экипажа (стрелок люковой установки), усилено оборонительное вооружение, улучшены характеристики устойчивости и управляемости, увеличен запас топлива. Ил-4 в вариантах бомбардировщика, торпедоносца (Ил-4Т) и разведчика выпускался на протяжения всей войны. Всего было выпущено 1528 самолетов ДБ-3 и 5256 самолетов Ил-4.

Летно-технические характеристики

Самолет ДБ-3 ДБ-3 ДБ-3Ф Ил-4
Год выпуска 1937 1939 1940 1941
Мотор М-85 М-87 М-88 М-88Б
Мощность 2*760 л.с. 2*950 л.с. 2*1100 л.с. 2*1100 л.с.
Длина самолета 14,22 м 14,22 м 14,76 м 14,76 м
Размах крыла 21,44 м 21,44 м 21,44 м 21,44 м
Нормальный взлетный вес 6500 кг 7450 кг 8030 кг 9470 кг
Максимальный взлетный вес 8500 кг 9450 кг 10150 кг 11570 кг
Максимальная скорость на высоте 4000 м
395 км/ч
на высоте 4900 м
439 км/ч
на высоте 6600 м
429 км/ч
на высоте 6800 м
422 км/ч
Практический потолок 8800 м 9600 м 9700 м 8900 м
Дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой 4000 км 3800 км 3300 км 3800 км
Бомбовая нагрузка нормальная 1000 кг 1000 кг 1000 кг 1000 кг
Бомбовая нагрузка максимальная 2500 кг 2500 кг 2500 кг 2500 кг
Вооружение 1 пулемет
12,7 мм;
2 пулемета 7,62 мм;
1 пулемет
12,7 мм;
2 пулемета 7,62 мм;
1 пулемет
12,7 мм;
2 пулемета 7,62 мм;
1 пулемет
12,7 мм;
2 пулемета 7,62 мм;