УТ-2 (АИР-10)
Самолет АИР-10 был создан под руководством А.С.Яковлева в 1935 году. АИР-10 прошел испытания и под названием УТ-2 (учебно-тренировочный двухместный) был запущен в серию и был принят на вооружение. УТ-2 представлял собой свободнонесущий моноплан цельнодеревянной конструкции.
Як-9
Самолет истребитель Як-9 был создан в КБ А.С.Яковлева в конце 1942 года. При его создании за его основу был взят истребитель Як-7Б с мотором М-105ПФ. В КБ провели тщательную ревизию всей конструкции самолета с целью ее облегчения и заменили деревянные лонжероны крыла металлическими.
Ер-2
Дальний бомбардировщик Ер-2 (ДБ-240) разрабатывался на базе 12-местного скоростного пассажирского самолета "СТАЛЬ-7", созданного под руководством Р.Л.Бартини и выпущенного в 1936 году. Все работы по созданию Ер-2 было поручены вести В.Г.Ермолаеву, бывшему одним из ведущих конструкторов в КБ Р.Л.Бартини.

Успешные действия Ил-2 на фронтах Великой Отечественной войны дали мощный импульс дальнейшему расширению опытно-конструкторских бюро по самолетам этого класса. Штурмовик Ил-10, разработанный в КБ С.В.Ильюшина и выпущенный в 1944 году, стал логичным продолжением штурмовика Ил-2. По сравнению с Ил-2 этот самолет имел меньшие размеры, существенно лучшую аэродинамику и более мощный мотор жидкостного охлаждения АМ-42. Проектируя самолет. Конструкторы учли опыт боевого использования и эксплуатации Ил-2. На самолете были установлены четыре пушки - на первом этапе калибром 20 мм, позже - калибром 23 мм; на крыльевых балках располагались 8 реактивных снарядов РС-82; бомболюк и внешняя подвеска допускали использование разнокалиберных бомб общим весом 600 кг. Вес готового к взлету самолета превышал вес пустого (4680 кг) без малого на две тонны. В процессе модернизации конструкторы доработали самолет по линии огневой мощи. Был сконструирован также учебно-тренировочный вариант машины УИл-10. Первый испытательный полет совершил 18 апреля 1944 года летчик-испытатель В.К.Коккинаки. Заводские испытания заняли менее месяца, и 13 мая 1944 года машина была сдана на государственные испытания. Последние были проведены буквально в рекордные сроки - всего за две недели. Результаты испытаний превзошли все ожидания: по максимальной горизонтальной скорости Ил-10 обошел своего предшественника почти на 150 км/ч. К тому же, на малых высотах полета (до 2000 м) Ил-10 не уступал по скорости одноместным истребителям противника Me-109G2 и FW-109A-4. Большая скорость полета, хорошая маневренность и эффективная бронезащита определили высокие боевые качества Ил-10. Если сопровождение штурмовиков Ил-2 истребителями считалось обязательным, то Ил-10 зачастую не нуждался в них. Более того, по комплексу боевых данных Ил-10 на небольших высотах мог вести активный воздушный бой с истребителями противника. К 1 мая 1945 года действующей армии было передано 630 штурмовиков Ил-10, но лишь нескольким авиационным полкам, имевшим его на вооружении, довелось принять участие в боевых действиях. Однако, самолет Ил-10 массово и эффективно применялся в войне с империалистической Японией. Здесь особенно надо отметить его боевое применение летчиками морской авиации, которые с успехом производили на новой машине топмачтовое бомбометание. Ил-10 и его послевоенная модификация Ил-10М состояли на вооружении до начала 60-х годов, когда им на смену пришли реактивные самолеты. Всего было построено 4966 самолетов.

Летно-технические характеристики

Год выпуска 1944
Экипаж 2 человека
Мотор АМ-42
Мощность 2000 л.с.
Длина самолета 11,12 м
Размах крыла 13,4 м
Нормальный взлетный вес 6300 кг
Максимальный взлетный вес 6500 кг
Максимальная скорость у земли 507 км/ч
на высоте 2800 м 551 км/ч
Дальность полета с нормальной бомбовой нагрузкой 800 км
Бомбовая нагрузка нормальная 400 кг
Бомбовая нагрузка максимальная 600 кг
Вооружение 2 пулемета 7,62 мм 1 пулемет 12,7 мм 2 пушки 23 мм 4 реактивных снаряда 10 авиационных гранат